Основные характеристики запорной арматуры. Затворы и краны кш для нефтепроводов

Благодаря простоте своей конструкции дисковые затворы могут служить как запорной, так и регулирующей арматурой в нефтепроводах и газопроводах различного использования.

Ведущие российские производители арматуры

На территории Российской Федерации существует множество предприятий, производящих трубопроводную арматуру различного применения. Среди них можно выделить наиболее крупные компании, к которым относятся Муромский завод трубопроводной арматуры, Пензенский завод тяжелой промышленной арматуры, предприятие «Армагус» в городе Гусь-Хрустальный, Курганский завод «Икар», Благовещенский арматурный завод, предприятие Тяжпромарматура в городе Алексин и завод в Санкт-Петербурге, носящий название «Знамя труда». Указанные предприятия охватывают широкий список выпускаемой арматуры, как общепромышленного применения, так и специального назначения.

Существует также и множество мелких фирм, специализирующихся на выпуске трубопроводной арматуры небольшого ассортимента, но также востребованной потребителями.

Запорные и регулирующие затворы

Благодаря простоте своей конструкции дисковые затворы могут служить как запорной, так и регулирующей арматурой в нефтепроводах и газопроводах различного использования.

Это достигается специальным поворотным механизмом, который заложен в конструкцию любого дискового затвора. В корпусе затвора диск является элементом, регулирующим расход рабочей среды или запирающим его. К диску затвора прикреплен специальный вал, который соединен с механизмом поворота. Механизм поворота диска у регулирующего затвора имеет возможность устанавливать диск в различных положениях по отношению к перекрываемому потоку, а также надежно фиксировать эти положения. Запорные дисковые затворы имеют упрощенный механизм, который позволяет фиксировать диск только в двух рабочих позициях — открытом или закрытом, поэтому применение запорного дискового затвора для регулирования расхода рабочего потока невозможно.

Запорная арматура в нефтепроводах

Запорная арматура в нефтепроводах различного назначения решает множество технологических задач, которые заложены разработчиками этих сооружений при проектировании.

Главная задача, которая решается в таких инженерных сооружениях — транспортирование нефти. Для этого используются магистральные нефтепроводы высокого давления, насосные станции перекачки нефти, с применением соответствующей запорной арматуры. В данном случае к запорной арматуре предъявляются высокие требования по прочности, надежности функционирования.

Не менее важной задачей при транспорте нефти является дальнейшее ее распределение между потребителями. С этой целью на распределительных подстанциях происходит забор нефти из магистрали и направление ее по ниткам нефтепроводов меньшего диаметра к конечным потребителям, например, нефтехранилища или нефтеперерабатывающие предприятия. В этом случае используется запорная арматура на меньшие значения ду и ру.

Характеристики запорной арматуры для нефтепроводов

Основными и наиболее часто используемыми устройствами запорной арматуры при строительстве нефтепроводов являются краны шаровые и затворы. Характеристики такой арматуры тесно связаны с параметрами самого нефтепровода, а именно давление, которое присутствует в трубах нефтепровода, необходимое для транспортировки нефти или нефтепродуктов, и условный диаметр сечения.

В соответствии с потребностями промышленность выпускает краны шаровые с условным рабочим давлением от 1,6 Мпа до 16 МПа, а затворы — на максимальное рабочее давление до 10 МПа. В зависимости от диаметра труб нефтепровода краны шаровые могут иметь условный диаметр от 10 мм до 1400 мм.

Задвижки, используемы в нефтепроводах различного назначения, также выпускаются на условные диаметры ду от 80 мм до 1200 мм.

Приведенные значения ду и ру запорной арматуры для нефтепроводов являются наиболее востребованными, хотя промышленность изготавливает арматуру и в более широком диапазоне ду и ру.

Условный диаметр прохода кранов кш

Условный диаметр прохода ду для отечественных кранов кш всегда выражается с использованием метрической системы измерения, а именно в миллиметрах. Многие зарубежные компании, например, английские и американские, где широкое распространение получила другая единица измерения длины, для обозначения номиналов кш используют дюйм. Единицы измерения дюйм и миллиметр примерно соответствуют между собой следующим образом: 1 дюйм = 25,5 мм.

При использовании импортных труб с отечественной арматурой кш или отечественных труб с импортной арматурой кш очень важно знать, как номинальные значения ду в разных метрических системах соотносятся друг с другом, чтобы они лучшим образом подходили друг к другу при монтаже. Например, ду 15 соответствует ½ дюйма, ду 20 — ¾, ду 25 — 1, ду 32 — 1¼ , ду 40 — 1½, ду 50 – 2 и т.д.

При расчетах условного диаметра ду кранов кш необходимо учитывать небольшую ошибку, которая может возникнуть из-за несоответствия разных единиц измерения.